Заявка на услуги

Google Page Rank

Дата: 06.02.14

Для того чтобы лучше понимать, что такое Google Page Rank, необходимо рассмотреть, каким образом поисковые системы производят ранжирование веб-сайтов и определяют их позиции на странице поисковой выдачи. Все факторы, влияющие на ранжирование сайтов, можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся текстовое оформление веб-страниц и структура сайта. Особенностью внутренних факторов ранжирования является то, что они полностью подконтрольны веб-мастеру, поэтому на основании только этих факторов невозможно отличить действительно качественные веб-страницы от созданных специально под определенные поисковые запросы и не несущие никакой полезной информации пользователям. Для того чтобы системы ранжирования поисковых систем работали более эффективно, в них стали включать алгоритмы, учитывающие не только внутренние, но и внешние факторы, а именно количество и качество внешних ссылок на сайт.

Первой запатентовала алгоритм учета внешних ссылок компания «Google», которая дала ему название Page Rank. В основе алгоритма Page Rank лежит принятый в научном сообществе подход к оценке авторитетности публикации какого-либо автора по количеству ее упоминаний в ссылках других авторов. Естественно, при адаптации к сети Интернет в данный подход были внесены некоторые изменения. Так, алгоритм Page Rank каждую ссылку учитывает индивидуально, оценивая ее по нескольким параметрам: по авторитетности веб-страницы, на которой размещена ссылка, и по количеству ссылок на этой странице.

Рассмотрим подробнее, как Page Rank рассчитывается для веб-страниц. В качестве критерия, по которому данный алгоритм оценивает авторитетность веб-страницы, была выбрана теоретическая посещаемость страницы. Расчет теоретической посещаемости производится следующим образом. Предполагается, что пользователь просматривает веб-сайты с какой-то случайно выбранной страницы. Затем по ссылкам, размещенным на ней, он переходит на другие страницы и сайты. При этом есть вероятность, что рано или поздно пользователь перервет переход по ссылкам и снова начнет просмотр веб-сайтов со случайной страницы. Эту вероятность в алгоритме Page Rank приравнивают к 0,15 на каждом шаге. Соответственно, вероятность того, что пользователь продолжит переход по ссылкам, на каждом шаге равняется 0,85. Если представить, что путешествие пользователя по ссылкам длится бесконечно, то на популярных веб-страницах он побывает большее число раз, чем на непопулярных. Таким образом, Page Rank представляет собой числовое выражение частоты нахождения пользователя на определенной веб-странице, а значит, и важности данной страницы для пользователей в целом.

Рассмотрим, как данный алгоритм реализуется на практике. Каждая веб-страница в сети Интернет имеет определенный Page Rank (даже у тех страниц, на которые нет внешних ссылок, Page Rank не равен нулю). Если на странице размещены какие-либо ссылки, она передает часть своего Page Rank тем страницам, на которые ссылается. При этом чем больше ссылок размещено на странице, тем меньший Page Rank она передает. При передаче Page Rank учитывается вероятность того, что пользователь прекратит переход по ссылкам, поэтому Page Rank передается не полностью.

На сегодняшний день в чистом виде Page Rank не используется в алгоритме Google и, соответственно, не влияет на ранжирование веб-сайтов поисковой системой. Предполагается, что на ранжирование влияет так называемый тематический Google Page Rank, который учитывает не только количество и качество внешних ссылок, но также ссылочный текст и релевантность ссылающихся страниц. Детали этого алгоритма неизвестны, но многие оптимизаторы и веб-мастера считают, что тематический Page Rank учитывает ссылки только с веб-страниц, релевантных тематике той страницы, на которую они ссылаются.

Для того чтобы узнать, чему равен Page Rank веб-страницы, можно использовать Google ToolBar. Но нужно помнить, что в Google ToolBar указывается не точное значение Page Rank, а его диапазон от 0 до 10, определяемый по логарифмической шкале. Кроме того, следует знать, что отображаемая в Google ToolBar информация обновляется раз в несколько месяцев, хотя пересчитывается гораздо чаще, поэтому часто поисковики при ранжировании руководствуются новыми данными, отличающимися от указанных в Google ToolBar.

Специалисты, занимающиеся поисковой оптимизацией и раскруткой сайтов, используют Google Page Rank в двух целях:
1. Для оценки того, насколько хорошо раскручен сайт. Так, например, Page Rank нормально раскрученных сайтов будет равен 4-5, очень хорошо раскрученных — 6. Page Rank равен 7 у очень популярных сайтов, а 8-10 — у крупнейших порталов, известных во всем мире, таких как Google, Microsoft и т.д.
2. Для оценки уровня конкурентности поисковых запросов. Например, если по какому-то запросу в Топ10 находятся сайты с Page Rank 6-7, то сайт с Page Rank 4 практически не имеет шансов пробиться в Топ.